АУТИЗМ - не болезнь!
Аутизм; Детский аутизм — расстройство, нарушение развития головного мозга, характеризующееся трудностями при установлении эмоционального контакта с внешним миром, ограниченными интересами, повторяющимися действиями, аномальным развитием всех областей психики. Проявление вышеперечисленных признаков происходит в возрасте (до 2,5 лет). Аналогичное состояние, при котором отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Выдвигают не одно предположение появления аутизма у детей. Самое распространенное связано с генами, оказывающими влияние на созревание синоптических связей в головном мозгу.
Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы
Стереотипия — бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища).
Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом
Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство
Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду. Эта черта тесно связана с предыдущей потребностью в однообразии, и в ходе одного независимого исследования по валидации опросника RBS-R было предложено объединить эти два фактора.
Ограниченное поведение — узкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку.
Аутоагрессия — активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например, укусы самого себя. Исследование 2007 года говорит о том, что около 30 % детей с расстройствами аутистического спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения.
Ни одна из разновидностей повторяющегося поведения не является специфичной для аутизма, однако только при аутизме повторяющееся поведение наблюдается часто и носит выраженный характер.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми:
• Принимать ребенка таким, какой он есть.
• Исходить из интересов ребенка.
• Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
• Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
• Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
• Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
• Как можно чаще разговаривать с ребенком.
• Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
• Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
• Избегать переутомления ребенка.
• Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.
Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме
Возраст
|
Сопоставляемые параметры
|
Нормальное развитие
|
Развитие при аутизме
|
2 года
|
Речь
|
Имеет достаточный словарный запас, задает простые вопросы
|
Словарный запас менее 15 слов
|
|
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
|
Появляются эпизоды, похожие на совместную игру, (типа «Догони-дотронься»)
|
Отсутствует стремление к совместной игровой деятельности. Предпочитает одиночество
|
|
Игра
|
Играет с игрушками, кормит куклу
|
Использует игрушки необычным образом
|
3 года
|
Речь
|
Активно использует сочетания слов
|
Комбинации слов использует редко
|
|
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
|
Обучается взаимодействию со сверстниками, любит помогать взрослым
|
Не допускает к себе других детей
|
|
Игра
|
Владеет символической игрой (например, машину может заменить кубиком)
|
Не владеет символической игрой
|
4 года
|
Речь
|
Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию
|
Может творчески создать несколько комбинаций из 2—3 слов
|
|
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
|
Распределяет роли со сверстниками в игре
|
Не может понять правила игры
|
|
Игра
|
Играет в ролевые игры, используя пантомиму и воображаемые предметы (например, наливает кукле чай из воображаемого чайника)
|
Использует предметы только по их прямому назначению. Если играет с куклами, то выступает в роли ведущего лица
|
Дорогие родители, аутизм — это медицинский диагноз, и, конечно, ставить его имеет право только специалист. Так как обычно аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то задача состоит в том, чтобы первоначально определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.
Комплект информационных материалов "Обратите внимание: аутизм" вы увидите, перейдя по ссылке http://аутизм-тест.рф/
, , |